Герои Вологодчины:

Об отважном летчике Матвее Козлове до сих пор ходят легенды

"Наша Победа" № 1 от 09.11.14
Наш земляк Матвей Козлов был настоящим героем.

Летом 1959 года в кабинет директора школы № 1 Вологды вошел военный летчик. Офицер представился выпускником учебного заведения Матвеем Козловым.

Он побеседовал с учителями и, прощаясь, пообещал прислать в школьный музей свое фото. Слово гость сдержал. А теперь представьте, что испытал коллектив школы, когда из конверта извлекли снимок человека в военном кителе, украшенном тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, а также многочисленными наградами иностранных государств. Такой «иконостас» не часто встречался тогда даже у боевых генералов.

Выяснилось, что Матвей Козлов - знаменитый полярный летчик, покоритель Арктики, участник Великой Отечественной войны.

От Новой Земли до Северного полюса

Он родился 16 мая 1902 года в деревне Турово Заднесельской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии (сейчас Усть-Кубинский район), в семье кустаря. С конца 1919-го служил в Вологде в оружейных мастерских VI-й  армии, параллельно учился в первой школе. Затем был направлен в военно-морское училище в Петроград. В 1924 году курсант Козлов проходил практику на легендарной «Авроре».

После морского крещения вологжанин решил покорить еще одну стихию - воздух. Процедуру зачисления в Высшую школу морских летчиков в Севастополе он прошел довольно успешно. После завершения курсов был приписан к корабельной авиации ВВС Черноморского флота. В 1931 году Матвей Ильич направлен в Управление полярной авиации Главсевморпути.

Осенью 1933-го Козлов получил задание отправиться на ледоколе «Красин» на Новую Землю, чтобы доставить продовольствие умирающим от цинги зимовщикам. На своем «У-2» в 40 заходов он  перекинул на зимовку более четырех тонн груза. Весной 1934 года Козлову в Кремле вручил орден Трудового Красного Знамени сам товарищ Калинин.

В 1936 году Матвей Ильич был включен в состав предстоящей экспедиции на Северный полюс. За участие в воздушных метеонаблюдениях в Арктике в феврале 1937 года его наградили орденом Красной Звезды. В качестве второго пилота четырехмоторного самолета «Н-169» 6 июня 1937 года Козлов благополучно доставил на «пуп земли» экипаж первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-1» - Ивана Папанина, геофизика Евгения Федорова, радиста Эрнста Кренкеля и океанографа Петра Ширшова. За этот полет 27 июня 1937 года майор Матвей Козлов был награжден орденом Ленина.

12 часов по морю на... самолете

В 1939 году началась советско-финская война. Стране вновь понадобился «метеорологический» опыт работы полярного летчика. Козлов определял высоту облачности, силу ветра, словом, «давал погоду» коллегам, которые вылетали бомбить Коуволу, Выборг, Хельсинки. 25 июня 1940 года он был награжден орденом Красного Знамени, в апреле 1941-го произведен в подполковники.

Великую Отечественную полярный летчик Матвей Козлов встретил… на Черном море. В Севастополе он был включен в отряд бомбардировщиков, наносивших удары по нефтеперегонным заводам союзника Германии - Румынии. Позднее китель  вологжанина украсила медаль «За оборону Севастополя».

В конце 1941 года, когда резко возросла роль северных морей как транспортных артерий, связывающих СССР с союзниками, Матвея Козлова вновь перевели на Север на усиление воздушной службы розыска вражеских подлодок. Экипаж вологжанина принимал участие в спасении американских моряков с печально знаменитого конвоя «РQ-17», проводил ледовые разведки, осуществлял перегоны с Аляски американских самолетов, шедших по ленд-лизу. За это 12 марта 1944 года Матвей Козлов был награжден орденом Отечественной войны II степени, а позднее медалью «За оборону Советского Заполярья».

Одна из военно-спасательных операций, в которой участвовал Матвей Ильич, стала легендой. 12 августа 1944 года в Карском море немецкая подлодка U-365 атаковала наш конвой в составе парохода «Марина Раскова» и трех тральщиков. Первой пробоину получила «Марина Раскова», два тральщика были потоплены. Третий сумел поднять на борт 26 человек, но поспешил к берегу - начался шторм.

Чудом спасшиеся люди провели в бушующем море на спасательных плотах и шлюпках целую неделю. Историю спасения людей с «Марины Расковой» рассказал в книге «Цена прогноза» полярник и писатель Зиновий Каневский. Гидросамолеты, один из которых пилотировал Матвей Козлов, с великим риском садились на крутые волны. На надувных лодочках авиаторы собирали полуживых людей с плотов, доставляли их к самолетам, а потом поднимали перегруженные машины в воздух.

В ночь на 23 августа 1944 года Матвей Козлов нашел в море последнюю лодку с людьми из потопленного каравана. Отважный подполковник посадил гидромашину в бушующее море. На борт самолета было доставлено 14 полуживых людей. Взлететь с таким грузом при четырехметровой волне было невозможно. Матвей Козлов включил моторы и вплавь повел самолет в сторону берега, лежащего в 60 милях. Перегревшийся мотор приходилось отключать. Когда самолет относило в сторону, летчик опять запускал моторы. Земля показалась лишь через 12 часов…

Из 618 человек, находившихся на «Марине Расковой» и двух тральщиках, благодаря летчикам, морякам и гидрометеорологам удалось спасти 256! В 1946 году эта история легла в основу художественного фильма «Остров Безымянный».

За этот подвиг начальник штаба Игарской авиагруппы Управления Полярной авиации Матвей Козлов в октябре 1944 года был награжден вторым орденом Красного Знамени, а в конце 1945 года и орденом Отечественной войны I степени.

Почему он так и не получил звезду Героя?

Чем дальше я знакомлюсь с трудовыми и боевыми заслугами Матвея Козлова, тем чаще задаю себе вопрос: почему он так и не получил звания Героя Советского Союза?

Знавшие его люди в своих воспоминаниях отмечали, что вологжанин был лучшим из лучших, достойным высшей награды Родины. Легенды о Моте Козлове, более 40 лет строившем «воздушные мосты» по Заполярью, живы и сегодня… Его фирменная фраза: «Еш твою копоть» давно уже стала в отечественной авиации классикой.

Факт остается фактом - Матвея Ильича трижды представляли к званию Героя Советского Союза, однако каждый раз его фамилия оказывалась в списках награждаемых куда более скромными орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, правом покупки автомобиля «М-1» и мотоцикла «Харлей Дэвидсон», часами.

Существует версия, что М.И. Козлов не стал Героем Советского Союза из-за того, что был большим любителем шуток над начальством. Согласно одной такой истории в конце 1930-х кто-то из членов правительства решил устроить у себя в квартире в «Доме на набережной» вечеринку. На нее пригласили весь бомонд, включая Матвея Козлова. Он слегка опоздал к началу банкета и решил исправить ситуацию шуткой. У подъезда Матвей Ильич встретил одного из последних московских извозчиков. Как он договорился с водителем кобылы, неизвестно, но… Надо было видеть глаза присутствующих, когда Козлов въехал в квартиру начальника, расположенную на пятом этаже, верхом на лошади, держа в руках корзину цветов и фруктов!

Когда через несколько дней «отцу народов» представили на подпись список кандидатов на получение Золотой Звезды, Сталин против фамилии Козлова написал: «Хулиган»…

Но причины его исключения из «звездного списка» следует все же искать на родной Вологодчине. В автобиографии Матвея Козлова, датируемой концом 1920-х годов, написано: «В 1927 году парторганизацией крейсера «Червона Украина» выдвинут в кандидаты ВКП (б). Однако парткомиссия политотдела временно, ввиду моего социального происхождения, воздержалась от данного решения». Отец летчика Илья Матвеевич имел до революции кустарную кожевенную мастерскую, пользовался наемным трудом. В общем, был мироедом! Членом партии Матвей Козлов стал только в 1940-м, когда его китель украшало уже немало наград.

Другой причиной отказа от присвоения звания Героя, скорее всего, стали неурядицы в семье. Его жена писала письма в партийные инстанции, указывая на то, что у Козлова есть семья на стороне. В 1950-е на социальное происхождение и семейные конфликты внимания не обращали, но у страны были уже другие герои. Ушло время летчиков-покорителей Арктики. Начиналось время освоения космоса…

В 1955 году полковник Матвей Козлов был уволен в запас, однако не ушел из авиации, еще почти 20 лет он работал в Арктике. По предложению полярников в 1962 году горная цепь в Антарктике была названа Горами летчика Козлова.

Легендарный полярный летчик в последние годы жизни служил сторожем в одном из зданий на проспекте Калинина в Москве. Его сердце перестало биться в 1981 году...

Евгений СТАРИКОВ