Новости:

О военных железнодорожниках Вологодчины расскажет календарь

"Наша Победа" № 3 от 09.01.15
На страницах календаря - фотографии бронепоездов, ремонтных бригад, путевых мастеров, зенитчиков.

«Подвиг железнодорожников-северян в годы Великой Отечественной войны» - так называется небольшой настенный календарь, изданный недавно Северной железной дорогой  в честь 70-летия Победы.

На его страницах - фотографии бронепоездов, ремонтных бригад, путевых мастеров и зенитчиков, обеспечивавших бесперебойную работу прифронтовой железнодорожной магистрали в условиях регулярных бомбежек. Есть и раздел, посвященный деятельности санитарных поездов.

Кстати, считается, что с 1941 по 1945 год из подвижного состава, находившегося к началу войны на территории области или модифицированного впоследствии на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе, было сформировано не менее 17 санитарных поездов. Один из них, легендарный ВСП-312, стал прообразом для знаменитой книги Веры Пановой «Спутники».

Много интересной информации можно найти в небольших сопроводительных статьях, посвященных каждому календарному месяцу. Например, о том, что после захвата немцами угольных месторождений в стране начались перебои с топливом. Железные дороги перевели на дровяное отопление. В паровозах для подачи дров приспособили контейнеры, а на складах незаменимыми помощниками стали пилы и колуны. Одним из рационализаторов эффективного «дровяного» вождения был вологодский машинист Василий Болонин, опыт которого распространился и на другие дороги.

Необычный случай произошел весной 1942 года при отражении налета на один из мостов СЖД. Советский летчик Ахмет-Хан Султан пошел на таран вражеского бомбардировщика. При ударе его самолет застрял в загоревшемся «юнкерсе», после чего «сцепившиеся» летательные аппараты стали падать вместе. Ахмет-Хана спас парашют. Кстати, впоследствии он стал дважды Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР.

Владимир Романов