Оружие победы:

Кавалерия

"Наша Победа" № 7 от 09.04.15
Кавалерийские части Красной Армии были грозной силой и в Великую Отечественную.

Несмотря на то, что Вторую мировую войну часто называют войной моторов, где на первый план вышли танки, самолеты и самоходные артустановки, лошади, как это ни удивительно, внесли огромный вклад в окончательный разгром врага.

Кочующие по некоторым изданиям «свидетельства очевидцев» о том, что летом 1941 года навстречу танковым армадам врага бросались кавалерийские лавы с шашками наголо и подчистую гибли в отчаянных, но бесполезных атаках, - не более чем легенды. Ни одного документально подтвержденного случая лобовых столкновений советских конников с механизированными колоннами врага не было, да и, наверное, быть не могло. В Генштабе прекрасно понимали, что по сравнению с Гражданской войной техника шагнула далеко вперед и конь танку уже не конкурент.

В предвоенной доктрине Советского Союза кавалерии изначально  отводилась вспомогательная роль. Более того, число кадровых кавалерийских дивизий в Красной Армии к июню 1941-го было сокращено с 32 до 13.

Но первые же реальные бои показали, что конные части еще рано списывать со счетов. Кавалерийские отряды отличались мобильностью, не требовали дозаправки бензином и оказывались незаменимыми для рейдовых операций по тылам врага или скоротечных столкновений с вражеской пехотой. Все это привело к тому, что уже в августе 1941 года началось формирование нескольких десятков новых кавалерийских дивизий, оказавшихся очень грозной силой во время обороны, а затем и контрнаступления под Москвой.

Незаменимыми стали лошади и в повседневной фронтовой жизни. Даже по «штатному расписанию» стрелкового полка Красной Армии в нем числилось 300 лошадей. По факту же их обычно было еще больше, так как именно кони возили на передовую полевые кухни, доставляли по бездорожью снаряды, эвакуировали раненых в тыл. Они же служили и основным транспортным средством при необходимости оперативно перебросить резервы на небольшое расстояние.

Наиболее известным случаем применения кавалерии в годы Великой Отечественной войны является рейд 1-го гвардейского  кавалерийского корпуса генерала Белова в районе Вязьмы и Юхнова. Оказавшись в окружении и наладив взаимодействие с местными партизанами, наши конные части пять месяцев эффективно действовали в глубоком тылу противника, не переставая наносить «жалящие» удары по немецким коммуникациям как по снежному бездорожью, так и во время сменившей его весенней распутицы. В тени этого героического рейда незаслуженно забытыми оказались действия еще примерно 80 кавалерийских дивизий и бригад, действовавших в ту пору на советско-германском фронте и также покрывших славой свои боевые знамена.

С осени 1942 года, когда на смену маневренной войне все чаще стало приходить линейное окопное противостояние, значимость кавалерийских частей на какое-то время снова снизилась. Лезть напролом на дзоты и минные поля стало убийственным занятием и для пехотинцев, и для конников. Последовала реорганизация. Легкие кавалерийские дивизии стали «разбавлять» артиллерийскими дивизионами, танковыми ротами и моторизованными батальонами, существенно увеличивая их огневую мощь.

Лошади повсеместно использовались и для перевозки
артиллерийских орудий.

Изменилось за время войны отношение к лошадям и у нашего противника. Если вначале для перевозки орудий и боеприпасов немцы активно использовали трофейные французские и чешские тягачи, то потом все чаще переводили свои тыловые, а то и боевые части на безотказную конную тягу. Причем предпочитая именно российских рысаков. А вот наши солдаты захваченных у немцев, румынов и венгров коней, наоборот, не очень-то жаловали. Считалось, что «фрицевские» лошади не столь выносливые и работоспособные, как их российские подкованные собратья.

Ближе к окончанию войны, когда накопленное техническое превосходство позволило нашему командованию перейти к новой стратегии наступательных действий, значение кавалерии снова возросло. Танковые армии под прикрытием штурмовиков «утюжили» и прорывали оборону врага, после чего вырывались на оперативный простор. А введенные следом в бой подвижные кавалерийские части добивали отступавшую немецкую пехоту и ликвидировали остающиеся очаги сопротивления.

Перевозка на линию огня оружия и снарядов. 1944 год.

Но иногда советские кавалеристы участвовали и в открытом наступательном противостоянии. Так, например, весной 1945 года 7-й гвардейский конный корпус отличился тем, что с ходу взял города Ратенов и Бранденбург, а 3-й гвардейский корпус, захватив Рейнбург, одним из первых встретил на Эльбе союзников.

Считается, что во время Великой Отечественной войны как в боевых, так и во вспомогательных частях Красной Армии «служило» от 4 до 5 миллионов лошадей. Не менее миллиона из них погибло. А потому все больше ветеранов поддерживают инициативу сразу нескольких общественных организаций установить на Поклонной горе в Москве памятник фронтовой лошади - одному из соавторов Великой Победы.

Владимир Романов