Оружие победы:

«Летающий танк» ИЛ-­2

"Наша Победа" № 4 от 09.02.15
Самолет ИЛ-2.

Своим рождением легендарный штурмовик ИЛ-2, самый массовый боевой самолет в истории Великой Отечественной войны, во многом обязан нашему земляку, уроженцу вологодской деревни Дилялево Сергею Ильюшину.

Свои первые летательные аппараты будущий прославленный авиаконструктор и трижды (!) Герой Социалистического Труда стал создавать еще в начале 20-х годов и уже в относительно молодом возрасте превратился в настоящего корифея отечественной авиации. В 1936 году именно на ильюшинском экспериментальном бомбардировщике ЦКБ-26 был установлен первый официально зарегистрированный советский мировой рекорд в авиации по высоте подъема груза.

Позднее в ОКБ Ильюшина был создан и бомбардировщик ДБ-3, на котором осуществлялись первые налеты на Берлин осенью 1941-го. Но наибольшее признание среди военных самолетов вологжанина, безусловно, получил штурмовик ИЛ-2, имевший функции универсального самолета. Он мог использоваться и как бомбардировщик, и, в определенной степени, как представитель истребительной авиации.

Серийное производство ИЛ-2 началось еще в феврале 1941 года. Главной особенностью одномоторного самолета массой около 4 тонн стало включение стальной брони в силовую схему планера.

Предполагалось, что в «броневой капсуле» будут находиться и пилот, и борт-
стрелок. Но для улучшения летных характеристик было решено пожертвовать численностью экипажа, и в начальной модификации штурмовик оказался одноместным. Это позволило увеличить максимальную скорость до 440 километров в час и поднять потолок высоты до 7800 метров, но отрицательно сказалось на живучести самолета. Что наглядно и продемонстрировали первые месяцы войны

Пользуясь тогда своим полным превосходством в воздухе, гитлеровские асы люфтваффе пристраивались в хвост фактически беззащитного сзади советского самолета и спокойно расстреливали его из бортовых пулеметов и пушек. Тем более что в отчаянной попытке остановить танковые колонны врага наше командование зачастую посылало эскадрильи «ильюшиных» без штатного прикрытия истребителями. Героические летчики штурмовиков до конца выполняли свой воинский долг и даже в такой ситуации пытались «утюжить» врага, но массово гибли. Достаточно сказать, что из примерно 1500 ИЛ-2, поступивших в войска к декабрю 1941-го, больше 1100 самолетов были сбиты в воздухе или уничтожены на наземных аэродромах.

К тому же выяснилось, что обычные авиабомбы старого типа малоэффективны против немецких танков. Чтобы сразить гусеничное чудовище, требовалось прямое попадание, но на бреющем полете достигнуть такой точности было почти нереально. Упавшие же на землю рядом с танком бомбы из-за рикошета обычно разрывались где-то поодаль, не принося ощутимого вреда немецким танкистам. Тогда в бортовой боекомплект ИЛ-2 стали добавлять бомбокапсулы с белым фосфором. Но и такая начинка по ряду причин особых потерь танковым частям вермахта не наносила.

Ситуация стала меняться с весны 1942 года, когда в войска стали поступать штурмовики новой модификации уже с двумя членами экипажа. Бортстрелки надежно прикрывали тыл самолетов, да и инициатива в воздухе постепенно переходила к Красной Армии. Поднабрались опыта наши пилоты, научившиеся «заваливать» хваленых гитлеровских асов. А тут еще значительную часть своей истребительной авиации фашисты были вынуждены перебросить с Восточного фронта на защиту Берлина, страдавшего от массовых ночных бомбардировок союзников.


Всего за годы войны было выпущено более 36 тысяч таких самолетов девяти основных модификаций. ИЛы имели разное вооружение (на морских штурмовиках даже пытались заменить бомбы торпедами). Но все они в совокупности внесли огромный вклад в приближение общей Победы.

Новые ИЛы стали вооружать реактивными снарядами, а затем и специальными противотанковыми бомбами с кумулятивной боевой частью, снаряжавшимися в контейнеры по 48 штук и позволявшими проводить «ковровое» бомбометание. Были случаи, когда с одного захода штурмовики уничтожали сразу по пять-шесть вражеских танков, передвигавшихся двухколонным строем! И хотя гитлеровцы тут же постарались «разрядить пространство» между бронированными машинами, их потери в мототехнике стали стремительно расти. А тут еще выяснилось, что при грамотном тактическом использовании летательные детища Ильюшина эффективны не только против наземных, но и против морских целей.

На Северном флоте, к примеру, не проходило и недели, чтобы штурмовики не потопили катер или вражескую баржу.

Где-то с 1943 года фашисты стали называть ИЛ-2 «черной смертью», «чумой» или «мясорубкой». И это было недалеко от истины. Иногда после налета штурмовиков гибли целые маршевые батальоны врага, так и не сумевшие добраться до фронта. В Красной же Армии за штурмовиком закрепились неофициальные прозвища «летающий танк» или «горбатый» (по характерной форме фюзеляжа).

Всего за годы войны было выпущено более 36 тысяч таких самолетов девяти основных модификаций. ИЛы имели разное вооружение (на морских штурмовиках даже пытались заменить бомбы торпедами). Но все они в совокупности внесли огромный вклад в приближение общей Победы. Достаточно сказать, что более 150 фронтовиков, воевавших на ИЛ-2 и его улучшенных модификациях, стали Героями Советского Союза, причем 26 летчиков были удостоены этого звания повторно!

Принадлежит военным самолетам вологодского авиаконструктора и еще один рекорд, также свидетельствующий о признательности экипажам «летающих танков». В послевоенные годы ИЛ-2 стали памятниками и украсили площади и воинские мемориалы более чем в 20 городах Советского Союза.

Владимир Романов