Военные памятники:

Паровоз «СО 18­3100»

"Наша Победа" № 4 от 09.02.15
Легендарный паровоз «Серго Орджоникидзе» стал своеобразным символом железнодорожного депо Вологды, местом проведения торжеств, посвященных Дню Победы и Дню железнодорожника.

6-7 мая 1995 года в Вологде для движения транспорта была закрыта улица Можайского на участке от Станционного переулка до улицы Молодежной. Прямо на асфальт железнодорожники временно положили рельсы. По ним на место вечной стоянки к клубу локомотивного депо был доставлен легендарный паровоз «Серго Орджоникидзе». Торжественное открытие памятника состоялось 8 мая 1995 года.

Именно этот паровоз под серийным номером 6000 был вручен Харьковским паровозостроительным заводом бригаде старшего машиниста депо станции Вологда Василия Ивановича Болонина.

Василий Болонин стал первым вологжанином, награжденным золотой звездой Героя Социалистического Труда. Этой высокой награды наш земляк удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».

В.И. Болонин.

Интересно, что на момент передачи указа о награждении по Всесоюзному радио Василий Иванович находился в рабочей поездке. Годом раньше Родина наградила машиниста орденом Ленина.

Родился Василий Болонин в 1901 году в Вологде в семье ремесленника. В 1919-м сдал экзамены и стал работать помощником машиниста, в 1926-м получил права машиниста.

Во время Великой Отечественной войны Болонин, его напарник Баженов и машинист Вологодского депо Тюнин положили начало новому патриотическому движению - вождению сдвоенных поездов. Василий Иванович выступил с инициативой использования дров вместо дорогого угля, запасы которого сокращались, внес несколько рацпредложений, позволивших сократить расходы топлива.

Мастерски освоив дровяное отопление, вологжанин в течение 1942 года и пяти месяцев 1943-го на участках Вологда - Вожега длиной 149 километров и Вологда - Данилов длиной 139 километров водил поезда без остановок на промежуточных станциях для дополнительного набора топлива и воды. В течение двух лет машинист не имел опозданий. Используя его опыт, коллектив депо в короткий срок сумел высвободить и поставить в резерв 13 паровозов. НКПС приказом от 20 июня 1943 года обязал начальников дорог внедрить метод Василия Болонина во всех паровозных депо страны.

После войны Василий Болонин работал начальником Вологодского отдела паровозного хозяйства. Избирался депутатом в Верховный Совет СССР второго созыва. Скончался в 1964 году.

В 1985 году в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне улица Локомотивная в Вологде была переименована в улицу Болонина.

Евгений СТАРИКОВ