Военные памятники:

Зенитка «52­К»

"Наша Победа" № 3 от 09.01.15
Зенитка "52К".

28 июня 1941 года, на седьмой день Великой Отечественной, в Вологде на случай налетов немецкой авиации была введена всеобщая система светомаскировки. Горожанам предписывалось заклеить окна крест-накрест полосками газетной бумаги и организовать на крышах ночное дежурство, чтобы не допустить возгорания зданий при возможном попадании в них зажигательных бомб. Во дворах были вырыты щели-бомбоубежища.

За всю войну на город не упала ни одна авиационная бомба. А вот попытки вражеской авиации пробиться к Вологде - крупному железнодорожному узлу, через который страна снабжала блокадный Ленинград и получала из Архангельска помощь союзников, предпринимались довольно часто. Верующие считали, что Вологду - Богоспасаемый град оберегают небесные силы. Уже в наши дни родилась легенда о том, что город не бомбили по личному указанию Гиммлера, теща которого якобы была уроженкой Вологды. На самом деле благодарить за небо без фашистской свастики вологжане должны доблестных летчиков и воинов-зенитчиков Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО.

С 1941 по 1944 год небо над Вологдой защищал 740-й истребительный авиационный полк Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО. А с земли красных летчиков, города и села прикрывал 74-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион. Командирами его расчетов были мужчины, а вот стрелками в подавляющем большинстве служили девушки-вологжанки!

В состав ЧВДР ПВО входили три отдельные зенитные артиллерийские дивизиона, три батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи, две батареи зенитной артиллерии малого калибра и зенитных прожекторов и авиадивизии.

Важнейшими объектами противовоздушной обороны были станции погрузки и выгрузки войск, железнодорожные мосты, гидросооружения Мариинской и Северо-Двинской водных систем. В самой Вологде средствами ПВО охранялись локомотивное депо, вокзал, паровозовагоноремонтный завод, нефтебаза, обком, горком. Штаб Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО размещался на улице Железнодорожной (сейчас Ветошкина), в здании ДКЖ.

Бойцы Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО у памятника зенитке. Фото 1980-х годов.

Когда фронт был отброшен на запад, зенитчиков перевели в Белоруссию, а потом в Польшу, где они и встретили Победу.

В начале 1980-х годов родилась идея установить защитникам неба памятник. Она нашла поддержку у тогдашнего председателя горисполкома Владимира Парменова, в годы войны руководившего локомотивным депо, и железнодорожников Вологды. Было решено установить на пьедестале советское зенитное орудие калибра 85 мм «52-К» образца 1939 года.

Эта зенитка активно использовалась в Великой Отечественной, а после ее окончания долго состояла на вооружении в СССР. Интересно, что зенитные орудия вплоть до 1942 года с успехом применялись и для уничтожения фашистских танков. Причем с необычной для зенитки задачей «52-К» справлялась успешнее, чем иные противотанковые орудия. Всего в нашей стране было выпущено 14422 экземпляра «52-К».

Место для памятника выбрано не случайно. По воспоминаниям старожилов, именно здесь, в переулке Копанка, в годы войны стояло аналогичное орудие, защищавшее небо от немцев над вокзалом и локомотивным депо. По словам председателя Вологодского регионального отделения «Российского Союза ветеранов» Александра Ворсина, существует версия, согласно которой установленная на перекрестке улицы Зосимовской и переулка Копанка зенитка в войну несла дежурство… на крыше здания нынешней администрации Вологды на улице Каменный мост. Руководителем ее расчета был Иван Михайлович Гринько, закончивший войну старшим лейтенантом.

Добавим, что открытие памятника состоялось 20 июля 1984 года с участием ветеранов Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО. В основание пьедестала была положена капсула со священной землей с Мамаева кургана Сталинграда.

Евгений Стариков